Данная версия сайта не обновляется с 10.09.2018, смотрите новую версию
 

Если не платят вовремя

31.07.2018

К сожалению, случаи задержки заработной платы в аптеках все еще встречаются. Если работодатель задерживает выплату всего на пару дней, заранее предупреждает об этом сотрудников и это скорее исключение, чем правило, работники с пониманием относятся к сложившимся обстоятельствам и готовы подождать, поскольку особых проблем такая задержка никому не доставляет. Но что делать, если людям приходится ждать своей зарплаты неделями или даже месяцами? О том, как вести себя сотрудникам, если им не платят зарплату вовремя, рассказывает наш эксперт.

Аптекарь (А): Светлана Юрьевна, задержка заработной платы – явление очень неприятное. Люди вынуждены корректировать свои планы, а порой – даже брать кредит или занимать деньги у друзей, чтобы «дожить» до получения честно заработанных средств. Как вести себя сотрудникам в таких случаях?

Светлана Захарова (С.З.): Такая проблема действительно существует. Если между работодателем и сотрудниками установилось определенное взаимопонимание (а в небольших компаниях, в т.ч. в аптеках, такое бывает часто), люди могут «войти в положение» и подождать несколько дней. При более длительных задержках заработной платы в рабочем коллективе неизбежно возникает напряжение: деньги у людей заканчиваются, когда будет выдана зарплата – неизвестно, и будет ли она выдана вообще – тоже непонятно.

В таких случаях работники ведут себя по-разному: кто-то не желает признавать себя заложником ситуации и по-прежнему продолжает работать в надежде на лучшее, а кто-то увольняется, так и не дождавшись заработанных средств.

И та, и другая позиция – неэффективное решение проблемы. Увольнение – довольно радикальный шаг, нередко еще более усложняющий получение денег, а пассивное бездействие подчиненных позволяет работодателю и дальше не торопиться с выплатой.

А: Что же делать?

С.З: Задержка зарплаты имеет 2 аспекта – юридический и психологический. Юридические тонкости поведения работников в такой ситуации четко прописаны в Трудовом кодексе РФ. По закону при задержке зарплаты на 15 дней и более сотрудники имеют право приостановить работу или вообще не приходить на рабочее место до выплаты им задержанной суммы. При этом работодатель обязан не только полностью погасить задолженность, но и выплатить компенсацию за каждый день задержки зарплаты. Если приостановка работы не помогла получить заработанные деньги, сотрудники могут обратиться в Государственную инспекцию труда, прокуратуру или суд.

Но я хочу более подробно остановиться на психологических аспектах этой ситуации, т.к. они наиболее сильно влияют на эмоциональное состояние и психологический комфорт людей. Главная проблема заключается в том, что при задержке зарплаты сотруднику приходится проявлять жесткость при общении с руководством, чтобы отстоять свои позиции и добиться того, что ему причитается. Большинство людей психологически не готовы к такой конфронтации, поэтому им требуется поддержка коллег или даже всего коллектива. Но получить такую поддержку получается не всегда: очень часто коллеги выражают солидарность только на словах, а к решительным действиям оказываются не готовы.

Кроме того, практика показывает, что большинство людей не хотят менять привычный рабочий уклад и выходить из т.н. «зоны комфорта». По этой причине они продолжают выполнять свои рабочие обязанности в надежде на то, что все в конце концов «утрясется» и ситуация разрешится сама собой. Такие сотрудники будут месяцами ждать обещанной зарплаты в полном бездействии, ничего не предпринимая для решения проблемы.

А: Как быть сотруднику, если на его законные требования о зарплате начальство говорит: «Не нравится – увольняйся!»

С.З.: Важно понимать, что руководитель может сказать это просто от раздражения, но это не означает, что он действительно хочет, чтобы сотрудник уволился. Каждый руководитель понимает, что увольнение работника при невыплате заработной платы грозит компании большими неприятностями со стороны государственных контролирующих органов, поэтому будет намного лучше (и дешевле!) замять скандал и разрешить конфликт мирным путем. К тому же поиск нового сотрудника, которого при­дется срочно нанимать на место уволившегося, будет непростой задачей, особенно в период финансовых проблем, которые и привели к задержкам по зарплате.

Если задержки зарплаты происходят систематически, они могут свидетельствовать о более глубоком кризисе и серьезных проблемах, которые в будущем могут привести даже к банкротству компании. В этом случае сотрудникам все-таки стоит подумать об увольнении. Но прежде чем решиться на такой шаг, сначала подыскать другое место работы, а потом уже обсуждать свое увольнение с руководством. Имея запасной вариант, отстаивать свои права будет легче.

А: Но бывает и так, что руководитель компании не виноват в том, что сотрудникам задерживают зарплату. Для этого могут быть объективные причины: упал оборот компании, уменьшилась прибыль, возникли непредвиденные расходы или крупные капиталовложения и т.д. В результате денег на зарплату не оказалось. Как вести себя руководителю в таком случае? Что он может сделать для решения проблемы?

С.З.: В первую очередь необходимо все-таки постараться найти средства на погашение задолженности по зарплате. Кроме того, нужно отказаться от лишних расходов, снизить издержки, оптимизировать текущие производственные расходы. Важно выявить причину, которая привела к задержкам зарплаты, и не допускать повторения такой ситуации в будущем.

При задержке зарплаты руководителю не менее важно правильно взаимодействовать с подчиненными. В трудные времена руководитель должен личным примером демонстрировать уверенность в завтрашнем дне. Ведите себя спокойно, деловито, без суеты. Постарайтесь держать ситуацию под контролем: объясните сотрудникам причины задержки, сообщите, что делается для решения проблемы, сориентируйте их, в какие сроки вы предполагаете погасить задолженность по зарплате. При этом не следует «прятаться» от подчиненных в своем кабинете – постарайтесь больше общаться с коллективом, отвечайте сотрудникам на любые неприятные вопросы, признайте ошибки, которые привели к таким проблемам. Объясните, какие перспективы ожидают компанию в будущем, но сделайте это честно, без обмана и без прикрас.

Если кто-то из сотрудников все-таки решил уволиться, его решение нужно принять спокойно, без скандалов и угроз. Задержку заработной платы можно использовать для избавления компании от нелояльных, лишних или недостаточно компетентных сотрудников, но делать это нужно очень аккуратно и в рамках закона. Для этого постарайтесь грамотно подвести этих работников к тому, чтобы они сами приняли решение об увольнении.

Регистрация скоро будет доступна на новой версии сайта.