Данная версия сайта не обновляется с 10.09.2018, смотрите новую версию
 

Выбор пути: экспортная ориентация

23.11.2015

Сергей Давыдов, бизнес-консультант и тренер, старший партнер Management Centre Europe

В двух предыдущих заметках мы говорили о том, что правильной стратегией развития высоко прибыльной фармацевтической компании, производящей оригинальные лекарственные препараты, может быть только стратегия международного развития. Однако сделать это практически невозможно, поскольку для проведения полного цикла работ потребуются сумма, превышающая 3—4 млрд долл. США и наличие опыта в фармацевтическом бизнесе развитых стран. Есть ли решение?

Да, и оно практически единственное — это международная интеграция и кооперация с зарубежными партнерами. Одни страны выбрали процесс производства лекарственных средств, например Индия, специализируясь и конкурируя в снижении себестоимости производства. Другие наращивают свою компетенцию в продвижении препаратов — к ним относится большинство компаний Большой фармы. Третьи фокусируются на разработке новых лекарственных средств — это многочисленные венчурные компании в США, Великобритании, Швейцарии. Ряд компаний совмещает много направлений одновременно.

Компании, стремящейся выйти на международный уровень, можно проводить соинвестирование в разработку лекарственных средств, заключать договоры о ко-маркетинге и ко-промоции на определенных территориях (что дает возможность получения важного дополнительного опыта). Наличие опыта и специалистов в маркетинге позволяет рассчитывать на создание хорошего бренда не только в собственной стране, но и в сопредельных странах. Наличие собственного производства в данном случае не так важно, а вот подтвержденный в EC стандарт GMP обязателен. Вполне вероятно, что в ряде случаев безрецептурные препараты будут лучшим выбором.

Серьезного рассмотрения требует и нишевая стратегия, концентрация в узкой терапевтической группе (как правило, под врачей определенных специальностей), как, например, происходит сейчас в дерматологии. Высокая специализация может позволить создать хорошее и устойчивое конкурентное преимущество в областях, вход в которые для больших компаний возможен, но не очень интересен в силу небольшого размера. Важно одно: оппортунистический стратегический подход, хорошо работающий на локальном фармацевтическом рынке, на международном, скорее всего, будет менее удачен.

Регистрация скоро будет доступна на новой версии сайта.