Данная версия сайта не обновляется с 10.09.2018, смотрите новую версию
 

Выбор пути: международная компания

02.11.2015

Сергей Давыдов, эксперт, бизнес-консультант и тренер, старший партнер Management Centre Europe

В предыдущей заметке мы говорили о том, что правильной стратегией развития для высокоприбыльной фармацевтической компании, производящей оригинальные лекарственные препараты, может быть только стратегия международного развития, поскольку локальные рынки не могут обеспечить возврат инвестиций из-за их относительно небольшого размера. Более того, можно достаточно уверенно сказать, что отсутствие на крупнейшем и одном из наиболее прибыльных фармацевтических рынков мира — американском — не позволит сделать блокбастер, т.е. препарат с объемом продаж более 1 млрд долл. в год. Но чтобы разработать и зарегистрировать препарат в развитых странах, надо, в частности, выполнить все требования проведения клинических испытаний, а это и есть самая дорогая часть процесса, которая стоит от 1 млрд долл.

Уже этого требования, барьера вхождения, достаточно, чтобы отсечь практически все российские фармацевтические компании. Но есть еще и другое: разработка препарата — это не гарантированные вложения с понятным результатом, а венчурный бизнес, т.е. часть проектов всегда будет неудачной. Это означает, в частности, что другие проекты должны быть прибыльны, чтобы окупить неудачу первых, ведь вся цена инвестиций ляжет уже только на них. В итоге стоимость, приходящаяся на удачный препарат, возрастает до 3—4 млрд долл. Но и это еще не все: разработка и испытания длятся годами, т.е. речь идет не только о дорогих и рискованных инвестициях, но и долгосрочных. На этом тоже все не заканчивается: созданный и зарегистрированный препарат и его бренд нужно продвигать — и это не просто дорого (по разным оценкам — около 1 млрд долл.). Для этого нужно иметь адекватную структуру продвижения в развитых странах, на создание которой тоже нужны деньги, время и опыт. Таковы условия и правила этого сегмента фармацевтического рынка — наиболее прибыльного, если посмотреть на такой показатель, как капитализация компании.

Все эти факторы ставят непреодолимую преграду для новичков, решившихся пройти путь, который в настоящее время для них практически невозможен. Но не для всех.

Регистрация скоро будет доступна на новой версии сайта.