Данная версия сайта не обновляется с 10.09.2018, смотрите новую версию
 

ФАС отрицает использование административных методов давления на бизнес

24.07.2018

Большинство инициатив, которые касаются преобразований фармацевтической отрасли, не обходятся без участия Федеральной антимонопольной службы. О том, как ФАС борется за снижение цен на лекарства и что думает об инструментах поддержки для отечественных производителей, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев рассказал директору Института развития общественного здравоохранения Юрию Крестинскому. Беседа состоялась в рамках фармацевтического форума Института Адама Смита в формате «У редакционного камина Фармацевтического вестника».

Растут как грибы

— Каковы приоритеты ФАС в развитии фармотрасли на ближайшие годы?

— Основная задача не меняется — это развитие добросовестной конкуренции на фармрынке. Если говорить о более конкретных вещах, мы по-прежнему будем бороться с картелями, анализировать цены и создавать экономические стимулы для того, чтобы они снижались. Продолжим заниматься развитием конкуренции на госзакупках, будем развивать ритейл вместе с представителями бизнеса. У нас много работы, и мы везде.

— Насколько часто вы сталкиваетесь с картелями?

— На рынках, где много конкурентов, продвигать свои товары можно тремя способами. Первый — снижая издержки и цену, компания добросовестно конкурирует на рынке. Такие игроки на российском рынке есть. Они масштабно изменили ценовую ситуацию: на таких «денежно крупных» рынках, как «Семь нозологий», цена на определенный препарат снизилась в 10 раз. Цена на другой — на 40%. Мы приветствуем такую работу компаний. Второй способ снижения цены — это когда при неразвитой, наивной регуляторной системе можно манипулировать регистрационными данными препарата и затачивать торги под конкретных производителей. Не так давно этим занималось большое количество компаний. Мы боролись, как могли, в том числе используя наши заключения о взаимозаменяемости препаратов. Позже, совместно с Минздравом был разработан документ о способах описания ЛП при госзакупках. Президентом страны поставлена задача о запуске информационно-аналитической системы, которая позволит анализировать все закупки. Все эти меры еще больше снижают возможность манипулирования регистрационными данными.

Наконец, третий способ продвижения товара на рынке — это когда компания не хочет снижать цены, но при этом не может заточить закупку под конкретного производителя. В этой ситуации она вынуждена вступать в картели, с тем чтобы, не снижая цены, делить доход между участниками картеля. В России ведется огромная работа по раскрытию картелей, возбуждены первые уголовные дела. Давление на эту форму продвижения товара будет только усиливаться.

Не надо драматизма

— ФАС считают одним из инициаторов разработки новых правил регистрации цен на препараты, входящие в Перечень ЖНВЛП.

— В принципе, существующая система не мешает нам работать. На сегодняшний день цены снижены более чем на 850 ЛП. В среднем снижение — более 50%. Рекорд — снижение цены на препарат в 11,5 раза. Таким образом, мы все вместе приближаем лекарственное возмещение: возмещать препарат по 186 руб. намного лучше, чем по 2150 руб. Но наша работа не носит характер административного давления. Работа ФАС построена на увещевании производителя, на сравнении цен на препараты в референтных странах. Это экономический анализ, экономическое давление, оно не связано с прямолинейным ударом в лоб, от которого производитель теряет сознание. Все эти снижения произошли добровольно, и компании не ушли с рынка, а зарегистрировали новые цены.

— Ожидали, что в конце прошлого года новая методика будет принята. Какова судьба постановления?

— По нашему мнению, цель постановления заключалась в том, чтобы сделать его намного более понятным, снизить возможности административного давления. Хотели создать короткий, ясный документ. Еще одна задача — убрать дискриминационное положение российских производителей, уравнять их возможности на получение инвестиций не в виде преференций, а в виде рыночных механизмов. При обсуждении документа выяснилось: для того, чтобы систему сделать более прозрачной, требуются поправки в действующее законодательство. Сейчас они подготовлены, вывешены на обсуждение. Сама методика ценообразования в высокой степени готовности. Но каких-то больших изменений она не привнесет. Ничего драматического не случится.

Деньги на ветер

— Какова позиция ФАС по таким инициативам, как введение программ риск-шеринга, лекарственного возмещения?

— Программа риск-шеринга похожа по своему морфологическому восприятию на систему лекарственного возмещения. О них говорят много, но пока нет движения вперед. И проблемы схожие. Так повелось в стране — каждый вопрос сопровождается экзальтацией: продажа лекарств в торговых сетях — все пропало; закон о противодействии санкциям, отсутствие системы лекарственного возмещения — геноцид. Это не способствует диалогу и обесценивает людей.

Сейчас вместе с Минздравом идет обсуждение, будет ли лекарственное возмещение софинансированием или возмещением по наименьшей цене. Это не вопрос трусости, а вопрос ответственного подхода к делу. Можно, конечно, просто бросать деньги из окна, надеясь, что мимо будет проходить аптекарь и что-то тебе обратно забросит, а можно совершенно конкретно направлять деньги с учетом всех рисков, создавая действительно работоспособную систему. То же самое касается риск-шеринга. Сам бизнес понимает, что система требует серьезной доработки. Где именно требуется доработать, ФАС написала Минздраву. Надеемся, что период турбулентности закончился и нам ответят. Мы не закрываем эту тему, не говорим, что риск-шеринг это совсем плохо, но мы хотим ответственного подхода.

— Особая позиция у ФАС и по отношению к специнвестконтрактам?

— Мы изначально говорили о том, что СПИК необходимо заключать в отношении тех продуктов, которые не имеют аналогов в РФ. И на тот период, пока они не появятся у отечественных компаний. По нашему мнению, модель СПИКа не должна опираться на завышенные цены. Нельзя строить завод, рассчитывая на то, что будешь 10 лет продавать лекарства в пять раз дороже, чем на конкурентных рынках. В настоящий момент ФАС с правом совещательного голоса будет входить в комиссию по обсуждению специнвестконтрактов.

Мы будем давать заключение о влиянии на конкуренцию и о релевантности ценовых моделей требованиям законодательства. Если заключение ФАС отрицательное, то СПИК отклоняется либо комиссия принимает решение, что его надо реализовывать. Но окончательное решение будет принимать правительство.

Регистрация скоро будет доступна на новой версии сайта.