Данная версия сайта не обновляется с 10.09.2018, смотрите новую версию
 

Закон о дистанционной торговле потребует достоверной информации от интернет-аптек

24.08.2018

Участники рынка готовятся к рассмотрению и принятию регулятором законопроекта о дистанционной торговле безрецептурными препаратами. При этом аптечные сети не первый год развивают сайты с предзаказом парафармацевтики и лекарств. Новый закон позволит улучшить работу с ассортиментной матрицей и продвижением товаров. Правда, не все сайты аптечных сетей готовы предоставлять точную информации о товаре, включающую инструкции по применению ЛП. С принятием законопроекта малым сетям придется в ручном режиме вносить все данные, исправляя погрешности реестра лекарственных средств. Более крупные сети откроют нишу доходности для поставщиков услуг, которые начнут обслуживать сайты фармритейла за абонентскую плату.

«Черный» ритейлер готов

Производители уверены, что первые тектонические сдвиги в сторону принятия закона о дистанционной продаже начнутся уже в этом году. «В 2018 г. Госдумой будет рассмотрен законопроект, согласно которому аптечные организации смогут осуществлять розничную торговлю безрецептурными препаратами через интернет. Одновременно предусматривается введение запрета на розничную торговлю рецептурными ЛП дистанционным способом», — сообщила «ФВ» руководитель подразделения безрецептурных препаратов и товаров для здоровья компании Sanofi Ирина Романова. Другие участники рынка уверены, что законопроект начнут рассматривать не ранее 2019 г.

В случае принятия закона о дистанционной торговле аптечные сети будут нести ответственность за неточно предоставленную информацию согласно Закону «О защите прав потребителей». Руководитель проекта Аптека.ру Анатолий Тенцер сообщил, что возможные неточности, ошибки в описании лекарственных средств на разных сайтах никак не регулируются законодательно, поскольку дистанционная продажа препаратов запрещена.

«Сегодня можно выделить три типа игроков на рынке электронной коммерции в фармотрасли: легальные — онлайн-витрина с заказом товара для самовывоза, «серые» — онлайн-заказ с доставкой «как инвалиду войны», «черные» — доставка любых препаратов, включая не зарегистрированные в РФ. Соответственно, есть высокие риски по качеству и контрафакту», — говорит г-жа Романова.

Примечательно, что крупные «серые» и «черные» продавцы лекарств уже интегрировали все необходимые данные на сайтах, включая инструкции по применению. После принятия закона остальным участникам рынка придется обращаться к IT-компаниям-интеграторам либо собственными силами вносить данные от производителей по каждой товарной позиции.

Информационная жила

«Подробное описание препаратов предоставляет небольшое число провайдеров, — сообщил руководитель проекта «Здоровье.Mail.ru» Евгений Паперный. — Сети будут покупать точную информацию о препаратах у этих провайдеров за относительно небольшие деньги. В услуги, вероятно, войдут лицензия на использование, а также интеграция данных. Конечно, если сеть решит сэкономить, она может работать напрямую с ГРЛС, но тогда фармацевтам придется чистить и корректировать данные в ручном режиме. В некоторых крупных аптечных сетях сидят по шесть фармацевтов полный рабочий день, которые обрабатывают и обновляют данные».

Для сбора данных используются различные номенклатурные справочники, составляемые на основе ГРЛС и данных производителя. Но их нормализация — весьма трудоемкий процесс. Эти сложности берут на себя компании-интеграторы, продающие потом сетям свои услуги. Как отмечает коммерческий директор IT-компании Navicon Евгений Смирнов, если появятся законодательные требования по предоставлению информации, то будет указан единый информационный источник. Либо каждая сеть будет самостоятельно искать первоисточники для размещения. В то же время задача наполнения не является технически сложной.

Другой интегратор — Brandquad уже работает с ритейлом из FMCG, в ближайших планах — внедрение систем в аптечные сети. «Мы готовы предоставлять фармритейлу свой каталог с картотекой товаров от производителя, — говорит проект-менеджер компании Дарья Барковская. — Все данные специ­фикации собираются под потребности ритейлера по каждой товарной позиции. Система позволяет менять классификационные поля под потребности заказчика. В свою очередь сеть может выбрать формат получения данных, которые легко интегрируются в систему ритейлера».

Регистрация скоро будет доступна на новой версии сайта.