Данная версия сайта не обновляется с 10.09.2018, смотрите новую версию
 

Экосистема здравоохранения заработает только при участии фармацевтического сообщества

17.08.2018

В рамках государственной программы «Цифровая экономика» законодатели создают сегмент «на вырост» — цифровое здравоохранение, которое должно стать экосистемой. Но в законе уделили крайне мало внимания фармацевтической инфосистеме, которая должна быть частью Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Производители обращают внимание, что без фармацевтической отрасли полноценной пациентоцентричной экосистемы создать не получится.

Мы свои

Некоторые положения ФЗ № 323 прямо говорят об отнесении информационных систем фармацевтических организаций к информационному обеспечению в сфере здравоохранения. В апреле 2017 г. на парламентском «круглом столе» представитель Калужского фармацевтического кластера, зам. генерального директора Stada CIS Иван Глушков поднимал вопрос об отсутствии фармы как части экосистемы ЕГИСЗ в нормативных документах.

Представители фармы считают себя частью системы здравоохранения, опираясь на ст.91 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ», в которой прописано, что «информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации… информационных систем фармацевтических организаций».

«Мы являемся частью этой экосистемы, — отметил весной Иван Глушков. — Связка индивидуального кода препарата в рамках маркировки с электронным рецептом при разумном обезличивании данных дает фарме управление цепочками поставок, планирование потребностей, прозрачность фармаконадзора. Все это в совокупности повышает пациентоцентричность».

Определение «фармацевтическая информационная система» в законодательстве отсутствует, но в мае 2018 г. вышло Постановление Правительства РФ № 555, в котором в ЕГИСЗ добавлены пункты о контроле, анализе движения препаратов и закупках. Вводится понятие «информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также указано об информационном взаимодействии с ЕГИСЗ в сфере госзакупок, в том числе для получения информации, формируемой в процессе планирования и осуществления закупок лекарственных препаратов, а также взаимодействия с системой мониторинга движения лекарств (МДЛП) от производителя до конечного потребителя и информационной системой Росздравнадзора.

Регуляторы планируют осуществлять это информационное взаимодействие через программу маркировки лекарств. Но до сих пор остается открытым вопрос: получат ли производители данные о движении и продажах своей продукции? Если все данные не будут выходить за пределы государственного аппарата, то роль фармы в ЕГИСЗ ограничится надзором за лекарствами.

Реестры и регистры

Новые пункты должны выводить маркировку за пределы одного лишь контроля и борьбы с фальсификациями. К задачам МДЛП официально относится мониторинг наличия и движения товарных запасов ЛП в субъектах РФ.

«Интеграция МДЛП с медицинскими системами и использование технологий big data, современных систем интеллектуальной обработки информации и предиктивного моделирования позволят не просто мониторировать, но и анализировать потребность тех или иных регионов, отдельных населенных пунктов в лекарственных препаратах с учетом структуры заболеваемости, — сообщила «ФВ» директор компании «Факультет медицинского права» Полина Габай. — Это открывает перспективы, начиная от повышения эффективности государственных закупок ЛП, улучшения обеспечения препаратами медорганизаций и заканчивая вопросами определения ключевых фармпроизводителей для получения господдержки, в том числе с учетом перспектив их участия в реализации импортозамещения».

К сожалению, в подзаконных актах так и не появились регистры провизоров и реестры аптек. Без этих данных также не получится сформировать полноценную экосистему.

Регистрация скоро будет доступна на новой версии сайта.